В Харбине (КНР) прошло второе заседание Подкомиссии по сотрудничеству по Северному морскому пути Российско-Китайской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств. Делегацию РФ возглавил генеральный директор ГК «Росатом» Алексей Лихачёв, китайскую — министр транспорта КНР Лю Вэй. В состав российской делегации вошёл заместитель министра транспорта Александр Пошивай.
Выступая на заседании, Пошивай подчеркнул стратегическое значение Северного морского пути как одной из наиболее перспективных мировых транспортных артерий. По его словам, необходимо выработать меры для создания устойчивой к санкционному давлению логистической системы, способной обеспечить грузоперевозки между Россией и Китаем.
Отдельное внимание уделили подготовке экипажей к работе в полярных акваториях. На первом заседании Подкомиссии в ноябре 2024 года была представлена информация о действующих российских образовательных программах, соответствующих требованиям Международной конвенции ПДНВ-78 и Международного полярного кодекса.
Обучение по базовым и расширенным курсам ведётся в МГУ им. адмирала Г. И. Невельского, ГМУ им. адмирала Ф. Ф. Ушакова и ГУМРФ им. адмирала С. О. Макарова. В учебном процессе используются полнофункциональные навигационные тренажёры с моделями судов и районов плавания, имитирующими различные ледовые условия, а также оборудование для подготовки по выживанию в полярных водах. По данным Пошивая, обучение в учебно-тренажёрных центрах российских вузов уже прошли свыше 320 иностранных граждан.
Среди результатов двусторонней работы — подписание 23 июня 2025 года в Даляне Меморандума о взаимопонимании между ГУМРФ им. адмирала С. О. Макарова и Даляньским морским университетом. Российская сторона также передала на рассмотрение проект межправительственного меморандума между министерствами транспорта России и Китая о подготовке специалистов для судов, эксплуатирующихся в полярных водах.
«Подписание Меморандума создаст необходимую правовую основу для подготовки китайских специалистов к работе в полярных условиях, расширит сотрудничество наших стран в морской сфере и будет способствовать повышению безопасности судоходства и сохранению морской среды в особо чувствительных арктических районах Мирового океана», — отметил Александр Пошивай.

